Николай Хохряков. Вятка. 1886 год.
Ниже я постараюсь описать картину Николая Хохрякова "Вятка", мой рассказ будет на манер школьного сочинения. Не знаю, задают ли сейчас в школе такие сочинения: "Опишите картину". Я не искусствовед, потому прошу не судить мой рассказ строго. А ниже, под катом - несколько исторических фотографий с подробными пояснениями.
Летний вечер в тихом провинциальном городе. Улица пуста, только старушка отдыхает на лавке. Обстановка совершенно сельская. Лишь солидные постройки вдалеке (собор и каланча) подсказывают, что на картине всё-таки город. Собственно Вятка и была таким городом-селом с неторопливым, безмятежным течением жизни. Просторные усадьбы, повсюду во дворах - любезные сердцам вятчан черемуха и сирень.
Ярких красок на картине нет, над скромным пейзажем господствует небо с громадными облаками.
Слева вдали - большой белый храм с синим куполом. Это собор св.Александра Невского - самая примечательная церковь города, творение гениального Витберга. Справа на горизонте - высокая белая башня, это пожарная каланча второй части города. Собор в 1937 году был снесен, а здание пожарной части стоит и сегодня (современный адрес - улица Свободы, дом 113). Сохранилась и каланча, правда выглядит она сейчас не столь внушительно как в старину. Окружающая застройка стала много выше, а здание пожарной части в 1950-е годы было надстроено на два этажа. Как и 150 лет назад здесь помещается пожарная служба. Если мы проведем от собора к каланче воображаемую линию (с востока на запад), то художник очевидно должен был смотреть на эти здания откуда-то с северной стороны.
Теперь обратимся к переднему плану картины - это явно не центр города. Невзрачные небольшие дома, заросшая травой тихая улица. Впереди слева - деревянный дом с четырехскатной тесовой крышей. На лавке перед воротами дома сидит старушка в белом платке. Одно из боковых окон дома открыто, в комнате видна фигура мужчины в светлом летнем костюме. С улицы дом кажется одноэтажным, но сбоку виден цокольный этаж. Дом стоит на склоне, задняя часть дома покосилась. Двор (где сушится белье на веревках) тоже уходит куда-то вниз. Это склон оврага Засоры. А узкая улочка с кривой колеей, тропинками, травой и лужами - это Никитская (Володарского). На улицу Володарского выходит усадьба Николая Хохрякова, где он прожил почти всю жизнь, и где сейчас находится его музей. Ближний забор с воротами (в правом нижнем углу картины) - это забор участка Хохряковых. А сам художник с мольбертом поместился где-то в своем саду, в верхней его части, ближе к Копанскому переулку. Овраг Засора на картине не виден, он за домами и деревьями. Но из-за проходящего недалеко оврага усадьба Хохрякова помещалась на пригорке. Благодаря такому рельефу от дома в южную сторону открывался просторный вид, который художник и запечатлел на этой картине.
Солнечный летний вечер. Жарко и душно. По склоненным деревьям видно, что дует сильный южный ветер. Оттуда же с юга на город наползает туча. В воздухе пыль и зной. Большое облако сияет в солнечных лучах. Скоро будет гроза. Тучи затянут все небо, начнется летний ливень. С первыми каплями художник поспешит в дом, и в сумерках под шум грозы будет пить чай.
Николай Хохряков. Вятка. 1886 год. Государственная Третьяковская галерея.
Николай Николаевич Хохряков (1857-1928).
Вятка, Александро-Невский собор. Открытка нач. ХХ века.
В старину черно-белые открытки иногда раскрашивали, слегка тонируя акварелью (так придавали открыткам вид цветных). Поскольку открытка раскрашена кем-то из первых владельцев, то и цвета здесь подлинные. Купола Александро-Невского собора красили в голубой цвет, а сам собор белили. Стараниями губернатора Чарыкова главный купол собора был украшен позолоченными звездами (на голубом фоне они смотрелись очень эффектно), но позднее денег на возобновление позолоты не нашлось, и звезды сняли. Железные крыши домов чаще всего красили в красный цвет (суриком). Фотография собора сделана с дозорной площадки той самой пожарной каланчи на улице Царевской (Свободы), что видна на картине.
Киров, улица Володарского (бывшая Никитская) на юг от перекрестка с улицей Герцена. 1960-е гг. Фото К.Лысова.
Третий по счету дом по левой стороне улицы - скорее всего тот самый, что изображен на переднем плане на картине Николая Хохрякова. Те же пять окон по уличному фасаду (2+3), та же четырехскатная крыша (только добавлен мезонин). Улица за 80 лет почти не изменилась (а ведь на фото - 1960-е гг., уже Гагарин в космос летал). Дорога как и прежде ухабистая и немощеная. Затейливая колея в объезд колдобин. Даже лужа перед домом почти на том же месте, что и на картине. Возможно и похожая старушка в белом платке выходит вечером посидеть на лавке перед воротами. Появились столбы с электрическими проводами, водопроводные колонки и асфальтированные тротуары. Деревья разрослись. В конце 1950-х был построен 3-4-этажный кирпичный дом №127а (справа на фото). Перед этим большим домом и находится усадьба Хохрякова.
Киров, улица Володарского на юг от перекрестка с улицей Герцена. 1960-е гг. Фото К.Лысова.
Тот же участок улицы, только зимой и с другого ракурса. На правой стороне улицы выделяется единственный большой дом - №127а. Перед ним, чуть выше - деревянный домик, где помещалась мастерская Николая Хохрякова (дом недавно снесли несмотря на множество протестов).
Холодный солнечный день. Над крышами повсюду дым от печных труб. Дымит и труба котельной дома №127а. Проезжая часть улицы завалена снегом. Такой вид улицы современные автомобилисты восприняли бы как злостное уклонение коммунальных служб от своих обязанностей. В советское время снег с проезжей части второстепенных улиц не только не вывозили, но даже на обочины сгребали редко. Никто не жаловался и не возмущался, потому как и автомобилей почти не было. Сравните утоптанный снег на тротуаре и след единственного автомобиля на проезжей части.
Современные виды этого участка улицы Володарского помещать здесь нет смысла - улица полностью изменилась, старых домов не осталось. Впрочем, кто пожелает - может заглянуть на Яндекс- или Гугл-панорамы.
Вятка. Вид на вторую (южную) часть города. 1910-е гг. Слева вдали - Александро-Невский собор, справа - каланча.
Из старых фотографий, где Александро-Невский собор и пожарная каланча второй части города помещались бы вместе, я нашел только одну. Точка съемки здесь - верхний этаж большого старого дома №18 по улице Спасской. Вид города - такой же патриархальный, как и на картине Хохрякова. За 30 лет застройка стала почаще, усадебные участки - меньше. Добавилось много доходных домов - деревянных и кирпичных, в основном 2-этажных. Но по-прежнему над жилой застройкой царствуют собор и каланча.
Киров, улица Свободы. 1960-е гг. Фото К.Лысова.
Старые снимки, где вблизи было бы сфотографировано еще двухэтажное здание пожарной части на улице Царевской (Свободы), я не нашел. В архиве Лысовых есть фотография, где 3-й и 4-й этажи только-только надстроены и еще не оштукатурены. На верхних ярусах каланчи - исправные ограждения. Возможно, до этого времени (начала 1960-х гг.) каланча использовалась по прямому назначению - для дозорной службы. Развитие телефонной связи и застройка города 5-этажными домами сделали дозорную службу неэффективной.
Город Киров. Улица Свободы, 113. Пожарная часть №2. 1867-1868 гг., проект архитектора А.Андреева.
Похожие статьи:
Киров и кировчане → Экскурсия по Театральной площади, ч.2. Городская управа, община Красн.Креста, сиротский дом, театр.
Киров и кировчане → Владимирская площадь (дополнение).
Киров и кировчане → Вятка. Владимирская площадь (история площади и церкви до 1917 года).
Киров и кировчане → Владимирская площадь. Часть 2-я (после 1917-го, Борцов за Свободу - перекресток).
Киров и кировчане → Экскурсия по Театральной площади. Часть 1-я. Дом Толмачева, женская гимназия, художественный музей.
Похожие статьи:
Владимирская площадь. Часть 2-я (после 1917-го, Борцов за Свободу - перекресток).В разделе - Киров и кировчане О дореволюционной Владимирской площади я написал, осталось рассказать о ее истории в новейшее время. В 1918 году она получила новое название - Борцов за Свободу. В "борьбе за свободу" тихая площадь никак не отметилась; при переименовании депутаты горсовета скорее всего брали в расчет революционные митинги, проходившие неподалеку - у дома губернатора и губернского земского собрания. 1920-е годы прошли для площади без больших перемен, но в 1930-е и эта часть старого города пала под... | Замечательное совмещение старой и новой фотографий - сквер у дома №86 по ул.К.Маркса.
Оригинал - Журнал для друзей - Памятник Сталину в сквере у кт "Октябрь"
... |
Добавить комментарий |