Кировская область
Google

История двух городских церквей.

30 января 2016 - Администратор

 Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце 1980-х годов Вятской епархии удалось возобновить богослужения в еще одной церкви в черте города - Троицкой - в бывшей слободе Макарье. 

Серафимовский собор. Вид с юго-запада.

Церковь во имя преп. Серафима Саровского строилась изначально для единоверческой общины города Вятки. С 1902 г. единоверцами использовалась для служб Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Но вскоре официальные духовные власти, всячески поддерживающие единоверие, принимают решение о строительстве нового храма для немногочисленной (около 170 человек) вятской общины единоверцев. Закладка храма состоялась 13 июня 1904 года.

Серафимовская церковь. Открытка нач. ХХ века. Вид на церковь с юго-востока.

Создание проекта храма было поручено губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович разработал несколько проектов здания (один из них представлен ниже на фотографии). По первому варианту проекта предполагалось возведение деревянного храма, но затем ктиторы и епархиальные власти приняли решение строить церковь в каменном исполнении. Здание возводилось на средства вятских купцов Я.Ф. Тырышкина и К.К. Ярунина, последний пожертвовал для храма небольшой участок земли в южной части города - на углу улиц Орловской и Успенской (ныне - ул.Урицкого). 

Серафимовский собор. Любительский снимок 1960-х (?) гг. Вид с юго-востока.

В 1906 году возведение храма было закончено, а 17 ноября 1907 года преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской, совершил чин его освящения. Святым покровителем храма был избран преподобный Серафим, Саровский чудотворец, весьма почитаемый в среде единоверцев.
Выделенный участок земли был очень мал и со всех сторон, кроме восточной, был окружен домами. В этой ситуации Чарушин придумал весьма оригинальное решение проблемы - он расположил входы в храм с восточной стороны, с улицы Успенской, через открытые галереи, начинавшиеся по обе стороны алтарной апсиды. Эти входы с двумя небольшими лестницами  хорошо видны на дореволюционной открытке (см. выше). Еще два входа на галереи были расположены в их конце. Там же, в двух западных рундуках, располагались входы непосредственно в само здание храма.

Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада.

В основе здания - куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм - двусветный, изначально - с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида - пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора были выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком. 

 И.А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад.

После революции власти намеревались закрыть храм и устроить в нем школу, но почему-то передумали и надолго о нем забыли. Закрыли его чуть ли не последним из всех храмов Вятки, перед самой войной - в 1940-м году - и устроили в нем музей атеизма. В 1942-м году на Вятскую кафедру, вдовствовавшую в течение пяти лет, был назначен епископ Вениамин (Тихоницкий). Ему было предложено открыть для богослужений любую из сохранившихся в целости городских церквей. Преосвященный Вениамин остановил свой выбор на Серафимовской церкви, поскольку сохранность её была почти идеальной. Так как в здании храма размещался музей атеизма, то в нем были собраны иконы из некоторых разрушенных вятских церквей. К тому же для весьма немногочисленной в то время церковной общины храм подходил своими размерами и не требовал больших затрат на отопление в зимнее время.

 Серафимовский собор. Вид с южной стороны.

В последующие годы епископу Вениамину удалось открыть в Кирове ещё один храм  - Феодоровский, о котором мне еще предстоит рассказать. А Серафимовская церковь на долгие годы стала кафедральным собором Вятской епархии. Ныне кафедра Вятского архиерея перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря, но Серафимовский храм сохранил свой соборный статус.
В начале 1960-х годов, во время очередного гонения, Федоровский храм был закрыт. Единственным местом общей молитвы православных вятчан остался храм преп. Серафима. Несмотря на многочисленные просьбы, власти до конца 80-х годов не разрешали открыть для богослужений хотя бы еще одну церковь в городе. В большие праздники церковь была переполнена молящимися. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, Серафимовский собор дважды перестраивали. Сначала были закрыты галереи, а стены храма с юга и севера - прорублены. Так храм был расширен,  в одном из бывших восточных рундуков был освящен придел, а в другом разместилась ризница. В начале 80-х годов еп. Хрисанф (Чепиль) чтобы хоть как-то выйти из отчаянного положения нехватки места, принял решение устроить еще один придел в бывшем подвале собора. Были затрачены огромные усилия и средства, какое-то время приходилось совершать службы при зияющей в полу дыре, но нижняя церковь была-таки освящена.  

Серафимовский собор. Вид с юго-востока.

Интерьер храма весьма прост, росписи отсутствуют. Первоначальный иконостас не сохранился, но часть икон нынешнего иконостаса, возможно, принадлежат прежнему.  До недавнего времени в церкви находился почитаемый список чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая - главной святыни Вятской епархии. С литургии и молебна в Серафимовском соборе начинается ежегодный многодневный Великорецкий крестный ход к месту явления святой иконы.
Прихожанином Серафимовского собора был прославленный РПЦЗ в лике новомучеников Борис Талантов.

Судьба второго храма, о котором пойдет речь, также весьма необычна. Его история начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета "Вятская речь" в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что "преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей". Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.

Вид на берег реки Вятки и Феодоровский храм из Александроского сада. Снимок 1950-х (?) гг.

Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Вид города Вятки из-за реки сто лет назад являл собою очень живописное зрелище. Сосланный в Вятку М.Е. Салтыков (Щедрин) так описывал свои впечатления от красивой панорамы города: "Когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины" ("Губернские очерки"). Новый храм должен был дополнить этот прекрасный ансамбль городских церквей.
В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. С этим вторым названием, возможно, связана и печальная история закрытия и разрушения храма. Последний настоятель Феодоровского храма протоиерей Герман Дубовцев рассказывал, как в нач.1960-х годов на приём в кировский Горсовет пришел староста церковной общины. "Вы по какому вопросу?"- недовольно спросил чиновник. "Я к Вам по вопросу ремонта Романовской церкви," - ответил староста. "Что?! Какой такой РОМАНОВСКОЙ церкви? - разъярился чиновник. - У нас в городе есть церковь в честь Романовых? Да мы при Советской власти живем или нет?!" Так, возможно, из-за оговорки (староста мог назвать церковь Феодоровской, но по старой привычке сказал - Романовская)  судьба храма была решена. Вскоре его закрыли для богослужений, а затем сломали.

Феодоровская церковь. Вид с запада. Снимок 1950-х (?) гг.    
  
Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а "языков пламени". Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.  

 Феодоровская церковь, вид с востока, с реки. Снимок 1950-х (?) гг.
 Феодоровская церковь. Вид с юго-запада. Снимок 1950-х (?) гг. 
     
Интересно отметить, что в книге Б.В. Зырина "Архитектор Чарушин" о Феодоровском храме нет ни слова. Автор пишет: "После 1914 года, в связи с мировой войной, строительство в губернии почти замерло..." ( Киров. 1989 г. С.48). В предисловии к книге Б.Зырин замечает: "Здесь рассматриваются только основные, так сказать, этапные произведения, известные доныне, хотя общее количество капитальных сооружений, выполненных Чарушиным только в пределах бывшей Вятской губернии, по его личому заявлению, достигает 500. В связи с ограниченным объемом книги здесь не удалось поместить их перечень" (Там же. С.5). Что значат эти слова - "ограниченный объем книги"? Не хватило бумаги? А, может быть, причина всё-таки в другом - если бы этот список был опубликован, то оказалось бы, что весьма значительная часть построек Чарушина - это храмы? И во многих пунктах перечня пришлось бы писать: "церковь разрушена" или "заброшена, находится в руинированном состоянии". Может быть, именно этого испугались издатели небольшой книги объемом в 96 страниц и тиражом в 4000 экземпляров?

Феодоровская церковь, вид из-за реки. Снимок 1950-х (?) гг. (с сайта Феодоровской церкви).

По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года.. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

Феодоровская церковь. Снимки 1950-х (?) гг. Вид с юга.
    
После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове - ни одного), то к концу 50-х годов были открыты уже почти 70 храмов. 
В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела "второе дыхание". Как и повсеместно, в Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей - Феодоровская. Только со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков тракторов.

Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

В 1974 году в дни празднования 600-летия города Кирова местные власти решили возвести на месте взорванной церкви монумент, посвященный городу. В его основание была заложена т. н. "капсула времени" - стальной цилиндр, в который были помещены образцы продукции кировских предприятий и проч., но главным артефактом капсулы было "послание потомкам". Капсулу следовало вскрыть в 2074 году в 700-летие города. Здесь можно отметить два курьёза. Первый - в 1957 году городские власти отметили 500-летний юбилей города, но потом передумали и решили, что городу не 500, а 600 лет, и год его "основания" - 1374, и с помпой отметили новый юбилей. Второй курьез - не секрет, с каких слов начиналось "послание потомкам": "Завидуем вам, построившим коммунизм...". Всё бы это было смешно, если б только не память о разрушенном храме. 

 Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

Для полноты картины следует упомянуть о событиях последних лет. В 2002 году администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание - начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 году Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм - копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано - 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Источник: 

http://arch-heritage.livejournal.com/

Похожие статьи:

Киров и кировчанеПятницкая церковь в Вятке.

Киров и кировчанеПроект по сельскому туризму

Киров и кировчанеИстория двух городских церквей.

Киров и кировчанеГостиница "Центральная" и Дом чекистов.

Киров и кировчанеГородской театр в Вятке.

Похожие статьи:

 В 2012 году исполнилось бы 300 лет Пятницкой церкви в Вятке. Увы, храма нет! К его 200-летнему юбилею и была выпущена эта пригласительная открытка. На ее обороте был напечатан следующий текст: "Сретенская (Пятницкая) церковь 28 октября празднует 200-летний юбилей освящения храма. Службы по сему случаю будут : 27 числа в 3 1/2 ч. дня молебен с акафистом св. Великомученице Параскеве, в 6 часов всенощное бдение. 28-го числа ранняя литургия в 6 1/2 час. утра, после оной будет крестный ход кругом...
 Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце...
Комментарии (0)
Добавить комментарий