Кировская область
Google

Старая Вятка. История двух памятников.

30 января 2016 - Администратор

 В апреле 1918 года СНК РСФСР издает декрет о "Памятниках Республики", который положил начало осуществлению т. н. ленинского плана монументальной пропаганды. В 1923 году во исполнение этого плана в Вятке был сооружен памятник народовольцу Степану Николаевичу Халтурину, уроженцу города Орлова Вятской губернии. Модель памятника разработал вятский скульптор Н.И. Шильников, затем по этой модели в Москве скульптура была отлита из бетона (с использованием железного каркаса) и по частям перевезена в Вятку. Архитектор И.А. Чарушин разработал проект пьедестала и руководил работами по его сооружению. Изготовление и отделку постамента выполнили мастера братья Владимировы.



Памятник был торжественно открыт 7-го ноября 1923 года. На митинге в честь открытия присутствовал родной брат Степана Халтурина - Павел Николаевич Халтурин.
На старых фотографиях видно, что пьедестал памятника украшали барельефы, ныне утраченные. Обширная площадь перед памятником, до 1917г. называвшаяся просто - Городской (или Плацпарадной), получила громкое имя - площадь Большевиков. Сейчас она почти полностью занята стадионом "Динамо", лишь малая её часть - сквер у памятника Борцам Революции и место бывшего городского цирка, устанавливаемого на лето, - сохранилась нетронутой. А когда-то, в первые годы Советской власти на этой площади проходили многолюдные митинги.
Каким же образом этот памятник-уникум сохранился до наших дней, причем - почти в первозданном виде и в очень приличном состоянии? Ведь многие памятники революционерам, воздвигнутые по плану монументальной пропаганды, были утрачены ещё в Советское время. Причина утраты весьма прозаическая - их изготавливали из недолговечных материалов. Но вятский памятник Халтурину стоит. Ему просто повезло. Дело в том, что памятник дважды основательно реставрировали - в 1965 и 2005 гг. 
 
По тому же декрету "О памятниках Республики" в Вятке был уничтожен монумент императору Александру Третьему, стоявший с северной стороны Александро-Невского собора. Автором памятника царю был скульптор, академик Петербургской академии художеств Роберт Бах (в статье Википедии о нём - ни слова о его вятском памятнике). Интересно, что подножия пьедесталов обоих памятников - Александру III и Халтурину - очень похожи. Так и есть - автором постаментов и того, и другого является Иван Аполлонович Чарушин. Какова судьба архитектора - проектировать памятник Императору-миротворцу, спустя четверть века наблюдать за его сносом, а затем в рисунке пьедестала памятника уже террористу Халтурину использовать элементы того - первого проекта, с которого начиналась его блестящая карьера в Вятке! За успешное, качественное и быстрое осуществление работ по установке памятника Халтурину Иван Аполлонович Чарушин получил благодарность от Губисполкома. А Вятское отделение профсоюза строительных рабочих присвоило архитектору звание героя труда. 

 
Источник: http://arch-heritage.livejournal.com/

Похожие статьи:

Киров и кировчанеИстория двух городских церквей.

Киров и кировчанеПятницкая церковь в Вятке.

Киров и кировчанеСудьба трёх старинных зданий.

Киров и кировчанеГостиница "Центральная" и Дом чекистов.

Киров и кировчанеПроект по сельскому туризму

Похожие статьи:

 Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце...
 Этим летом в деревне Фокино Советского района, рядом с рекой Немда, откроется уникальный для Кировской области природный парк «Серебряное копытце».   29.04.2016  786 ...
Комментарии (0)
Добавить комментарий